Ремонт и укрепление тоннелей — сложная многоступенчатая задача. Тоннели являются неотъемлемой частью современной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей комфорт, безопасность и эффективность пассажирских и грузовых перевозок. Они способствуют поддержанию экологического благополучия и сохранению уникальных природных территорий, обеспечивают развитие экономических связей. Однако, как и все уникальные сооружения, тоннели нуждаются в своевременном техническом обслуживании и ремонте. Эксплуатация тоннелей идет в тяжелых условиях, что обусловлено наличием регулярного движения поездов и стесненности пространства. Большинство тоннелей отечественных железных дорог, построенных до 1930 года, имеет каменную обделку. В последующие годы чаще всего применяли обделки из монолитного бетона и лишь в исключительных случаях в сложных гидрогеологических условиях — чугунные и железобетонные обделки.
Под воздействием ряда неблагоприятных факторов в обделке могут возникать различные дефекты, приводящие к местным локальным повреждениям, а в некоторых случаях даже к разрушениям обделки. Не реже чем раз в пять лет необходимо проверять габаритность обделки.
Установлено, что большинство деформаций тоннельных обделок происходит не внезапно, а под влиянием многих факторов развивается в течение некоторого времени. Чтобы избежать аварийных ситуаций, следует регулярно проводить осмотры и исследования тоннелей для получения достоверной картины, отражающей состояние облицовки и полотна, а также все изменения, произошедшие со времени предыдущего осмотра. Исходя из результатов исследований и учитывая срок эксплуатации тоннеля, производят текущий и капитальный ремонт тоннелей.
Текущий ремонт
Для устранения дефектов обделки, если они незначительны, достаточно проведения текущего ремонта.
- В бетон обделки вводится цементный раствор с разнообразными добавками через пробуренные шпуры. Это позволяет восстановить проектные прочностные характеристики бетона и обеспечить большую водонепроницаемость обделке тоннеля. Предварительный этап — заделка швов и трещин в обделке и ликвидация пустот за ней.
- Для ремонта деформационных швов характерна следующая последовательность действий: демонтаж элементов из дерева, с помощью абразивного инструмента производится зачистка и выравнивание боковых поверхностей шва, цементно-песчаным раствором или другими составами осуществляется тампонаж заобделочного пространства — главная задача обеспечить осушение обделки в месте расположения шва.
- При возникновении вывала в тоннеле дальнейшие действия зависят от тяжести последствий: если вывал не сквозной, то есть деформации обделки отсутствуют, то его ликвидируют, забуривая шпуры и устанавливая анкеры для крепления арматурной сетки. В зависимости от объема вывала, бетонирование его полости выполняют методом набрызга или укладки бетона за опалубку.
- Поступление воды в тоннель на участке тоннельной обделки с обводненностью в виде капежа или слабых течей ликвидируется нагнетанием гидроизоляционного раствора за обделку.
Капитальный ремонт тоннелей
Капитальный ремонт выполняется для восстановления эксплуатационной надежности тоннеля в случае, если ремонт не может быть выполнен силами дистанции пути в процессе текущего содержания.
К работам капитального ремонта относят мероприятия, связанные с:
- — повышением несущей способности обделок,
- — устройством обратного свода,
- — устройством заобделочных дренажных устройств,
- — сооружением дополнительных ниш и камер,
К капитальному ремонту можно отнести значительные объемы работ, связанные с укреплением обделки и приконтурного массива, заделкой вывалов и поверхностных дефектов монолитных бетонных обделок, расшивкой швов, перекладкой отдельных колен сборных обделок. Кроме того, капитальный ремонт может быть связан с выполнением отдельных мероприятий по ликвидации обводненности, перекладке водоотводных и дренажных устройств, ремонту систем вентиляции и обогрева.
Для капитального ремонта тоннелей с бетонной или кирпичной обделкой используется специальное оборудование, работы производятся квалифицированными рабочими кадрами и ИТР.